Усиление крепостнического гнета и антикрепостнической борьбы народных масс. Гнет помещиков и крепостнического государства


История » Усиление крепостнического гнета и Отечественная война 1812 г. » Усиление крепостнического гнета и антикрепостнической борьбы народных масс. Гнет помещиков и крепостнического государства

В

начале XIX в. население украинских земель в составе России не превышало 7,5 миллиона человек. Из них почти 5,5 миллиона были крепостными. Помещики сосредоточили в своих руках свыше 70 процентов всей земли. Крестьяне обрабатывали помещичью землю по нормам, установленным помещиками. Как правило, применялась так называемая «урочная» система отработки барщины, то есть каждый крепостной получал от

помещичьего управителя задание на день («урок»). Но чаще всего это ежедневное задание было таким тяжелым, что выполнять его приходилось два, а то и три дня. Именно эту форму беспощадной эксплуатации разоблачает народная песня:

Молотив я в понеділок,

Молотив я і в вівторок,

Лишилося снопів сорок,

А в середу докінчив –

День панщини відробив.

Сельское хозяйство, основанное на феодально-крепостнической зависимости, было малопроизводительным. Система земледелия на Украине оставалась отсталой, в ней преобладало неправильное чередование озимых, яровых и пара, поля удобрялись недостаточно. Как свой надел, так и помещичью землю крестьяне обрабатывали собственным плугом, сеяли зерно вручную, собирали урожай серпами и косами, обмолачивали снопы цепами. Отсталая система земледелия, рутинная техника, нехватка у крестьян тяглового скота, стихийные бедствия (засухи, заморозки, ливни, град) резко снижали урожайность — с одного высеянного центнера зерна получали не более четырех-пяти центнеров.

Крестьяне занимались не только основными полевыми работами. Их принуждали обрабатывать сады и огороды помещиков, стеречь их имения, сооружать пруды и плотины, возить собственными лошадьми или волами помещичьи товары на ярмарки. Как и в предыдущие времена, крестьяне были обязаны приносить на барский двор кур, гусей, ягоды, орехи, полотно. Но теперь помещики все чаще требовали, чтобы крепостные платили им определенные суммы денег.

С целью обеспечить выполнение барщины, натуральных и денежных повинностей крепостники не брезговали самыми жестокими формами принуждения. Бедняков секли розгами до полусмерти, забивали в колодки, клали на иссеченное тело тряпки, вымоченные в рассоле, сажали в карцер, морили жаждой и голодом.

Крепостническое государство, прежде всего, заботилось о том, чтобы держать в повиновении феодально зависимое крестьянство. Помещики официально получили право без следствия и суда отправлять непокорных крепостных крестьян в сибирскую ссылку и на каторгу. «Бунтарей» отдавали также в рекруты. Двадцать пять лет солдатской службы проходили в условиях непрерывной муштры и грубого издевательства. Не имея достаточных средств на содержание огромной армии, царизм надеялся путем организации военных поселений удешевить стоимость военных расходов и держать крестьянство в повиновении. Военных поселенцев называли вечными солдатами. Они находились на постоянном казарменном режиме и занимались не только регулярным обучением, но и выполняли различные сельскохозяйственные работы в поле и по уходу за скотом. Дети военных поселенцев — так называемые кантонисты — с семилетнего возраста также проходили военную муштру. На Украине военные поселения были в Харьковской, Екатеринославской и Херсонской губерниях.

Жанна д’Арк
Жанна родилась 6 января 1412г. в шампанской деревушке Домреми у верховья реки Маат в крестьянской семье Жака Дарка и Изабеллы Роме. Жанна росла очень трудолюбивой девочкой. Родилась она на 75 году Столетней Войны. После битвы при Азенкуре успех перешел на сторону англичан. Безумный король Карл VI не мог уп ...

Кризис пятой республики
Летом 1968 г. во Франции произошли крупные социальные потрясения, начало которым положили волнения студентов. Демократическую часть студенчества, особенно все более и более многочисленных выходцев из среды мелкой буржуазии, рабочих и служащих, не удовлетворяла старая система французского высшего образования ...