Чехословакия накануне и в период Мюнхенского сговора
Страница 2


История » Чехия и Словакия от начала Первой мировой к концу Второй мировой войны » Чехословакия накануне и в период Мюнхенского сговора

Покинутая союзниками, ЧСР стала территориальной добычей Германии, а затем Польши и Венгрии. Республика утратила треть своей территории, около 5 млн. населения, 40% промышленного потенциала. Последствия мюнхенских договоренностей, однако, были более глубокими для судеб республики, чем утрата земель. Потерпела крах демократическая система, за которым последовало ее внутреннее перерождение. Уязвимой стала вся система народного хозяйства, не могло быть и речи о самостоятельной внешней политике. Так что звучавшая после Мюнхена самоуспокоительная фраза о так называемой второй республике Чехо-Словакия ("маленькая, но зато наша"), далеко не отвечала истинному ее положению.

Мюнхенский сговор безусловно был ударом по правопорядку, созданному в 1918 г. Внутри страны шел ускоренный процесс становления тоталитарного режима. Все политические партии "самораспускались", вместо них были созданы лишь две дозволенные - партия национального единства и Национальная партия труда. Проповедывалось слепое подчинение Германии. 5 октября 1938 г. президент Бенеш подал в отставку и эмигрировал на Запад. Лидеры народной партии Глинки использовали момент и 6 октября в г. Жилине провозгласили автономию Словакии. Премьером автономного правительства стал Йозеф Тисо. Приверженцы тоталитаризма проповедовали девиз "Гитлер - Глинка - една линка" (одна линия - словац.). Автономии добились и украинские политики Подкарпатской Руси во главе с А.Бродием, надеявшиеся превратить ее в своего рода Пьемонт будущей "соборной" Украины.

После Мюнхенского сговора Германии уже не составляло труда ликвидировать Чехо-Словацкую республику, хотя она обязалась этого не делать. 14 марта 1939 г. президент Э.Гаха и министр иностранных дел Хвалковский направились в Берлин на переговоры с Гитлером. В этот же день словацкий сейм объявил независимость Словакии, а венгерская армия вторглась на территорию автономной Подкарпатской Руси. 15 марта рано утром немецкая армия начала оккупацию чешских земель, лишившихся еще в сентябре 1938 г. пограничных областей. На следующий день было провозглашено создание "протектората Богемии и Моравии" на оккупированной немцами территории. Спустя двадцатилетие после возникновения ЧСР пути чешского и словацкого народов разошлись не без подстрекательства извне. Предстояла упорная борьба за восстановление чешско-словацкой государственности.

Создание независимого государства чехов и словаков способствовало подъему их национальной культуры, что проявилось особенно в первое десятилетие его развития. По сравнению с предыдущим периодом усилились созидательные функции культуры, направленные на достижение национальной консолидации. Появились более благоприятные условия для ее всестороннего развития.

Чешская и словацкая культура развивалась исходя из потребностей общественного развития в новых условиях, черпая стимулы в национальных традициях и источниках, но не теряя при этом связей с другими европейскими культурами, особенно французской. Успехам национальных культур благоприятствовал достаточно высокий уровень образования и грамотности всех (особенно чешских) слоев общества. Была сформирована разветвленная структура школьного образования всех ступеней с применением самых современных методов обучения.Существовала также широкая сеть учреждений культурно-просветительского характера. Чешскому обществу было свойственно уважительное отношение к образовательным и культурным ценностям, сформированное еще в эпоху национального Возрождения.

Художественная культура, изобразительное искусство развивались в тесном контакте с общеевропейскими творческими и идейными исканиями.

Популяризации культуры и научных знаний способствовали современные технические средства: кино, радио, а также многочисленные периодические издания на всех языках населявших страну национальных групп.

Идеалы гуманизма и современной демократии в литературе отстаивали получившую мировую известность писатели Я.Гашек и К.Чапек, критик Ф.К.Шальда, представители левых течений поэты И.Волькер, Я.Зейферт, В.Незвал.

В живописи наряду с такими признанными мастерами как художник М. Швабинский, работают последователи авангарда Э.Филла, Б.Кубишта, В.Шпала, Я.Зрзавы, Й.Чапек и др. В скульптуре заметный след оставили оригинальный традиционалист и мистик Ф. Билек, талантливые, тяготеющие к классическим образцам, монументалисты Я.Штурса и Й.Маржатка, авангардист О.Гутфройнд и др. Сюрреализм в изобразительном искусстве представляли Й.Штырский, И.Шима, М.Черминова (Туфйен).

Страницы: 1 2 3

Церковная реформа
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690- ...

Детство, отрочество, юность
Михаил Богданович родился 13 (24) декабря 1761 г. в маленьком литовском поместье Памушисе, в земле Жемайтия (тер. сов Литвы). Запись в книге протестантской церкви Жемайтии гласит; «Михаил Андреас, сын Барклая-де-Толли из Памушисе, крещен здесь в 1761 году, в воскресенье после рождества». Будущий фельдмарша ...