Внутренняя политика Александра 1: от либеральных идей М.М.
Сперанского до «военных поселений» А.А. Аракчеева.Страница 1
Александр 1 – одна из самых загадочных и противоречивых фигур в истории нашего государства. Он жил и царствовал в сложное и во многом – переломное для судеб мира время. Заложенные просвещенным веком Екатерины 2 и Ф. Лагарпом передовые идеи и высокие мысли оставили в душе царя неизгладимый след. Однако осуществить их на практике Александру 1 не удалось.
Первенец наследника престола Павла родился 12 декабря 1777 года. В самом начале жизненного пути его личность была деформирована обстоятельствами, сложившимися в царской семье. Постоянная необходимость приспосабливаться одновременно и к вольным нравам екатерининского двора и к строгим порядкам, установленным Павлом в Гатчине, вносила полный разлад в душу мальчика, а потом и юноши.
Образование Александра, начавшись в детстве под непосредственным руководством и при участии Екатерины 2, затем было продолжено рядом отличных преподавателей. Из всех воспитателей и учителей центральное место занимал Лагарп – швейцарский республиканец, увлекавшийся идеями французской просветительской философии. Эти идеи он передавал будущему императору, однако не связывал их с реалиями русской жизни. Такая отвлеченность от практики потом сказывалась в действиях Александра 1. Мысли о благе человечества, гнусности рабства и деспотизма сочетались с его положением абсолютного монарха. Это приводило к колебаниям, непоследовательности, противоречивости в практической политике.
Трагические обстоятельства вступления на престол стали для царя огромным потрясением. Убийство Павла 1 сделало Александра соучастником страшного преступления и заставило всю жизнь мучиться угрызениями совести, а так же показало ему собственную незащищенность, внушив глубокий страх стать жертвой очередного переворота. Поэтому он старался воздерживаться от шагов, хотя бы и полезных для страны, но слишком раздражающих благородное сословие. По мнению историка В.О. Ключевского, Александр 1 « принес на престол больше благих желаний, чем практических средств для их осуществления»1
Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства. « Дней Александровых прекрасное начало»,2 - так в последствии охарактеризовал начало правления молодого государя А.С. Пушкин. В манифесте о восшествии на престол Александр 1 заявил, что
- История России в портретах / Под ред. З.Н. Тетеркиной – Смоленск: 1997, с.14
- Буганов ВИ. Зырянов П.Н. История России – М.: 2001, с.126
будет править «по законам и по сердцу своей премудрой бабки»1 и принял ряд решений в либеральном духе: были амнистированы лица, репрессированные при Павле, разрешена деятельность частных типографий и ввоз книг из-за границы, подтверждены Жалованные грамоты дворянству и городам, ослаблена цензура. Но при всем своем либерализме Александр не спешил идти на ограничение самодержавия и отверг конституционные проекты П.А. Зубова, П.А. Палена. Вместо этого появился указ об учреждении Непременного совета – законосовещательного органа при государе. Практическое значение Непременного совета было невелико. Основная работа по подготовке преобразований сосредоточилась в Негласном комитете. В его состав вошли «молодые друзья» императора – В.П. Кочубей, П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский и Н.Н. Новосильцев. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях комитета, стали укрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и система образования.
После рассмотрения в Негласном комитете в 1802 году была проведена реформа высших государственных учреждений. Вместо коллегий были учреждены восемь министерств: военное, военно-морское, внутренних дел, иностранных дел, финансов, коммерции, народного просвещения и юстиции. Руководители этих ведомств составляли Комитет министров.
В крестьянском вопросе Александр 1 не спешил с радикальными мерами, боясь недовольства помещиков и крестьянских волнений. В 1803 году был издан указ «О вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп. Правительство впервые продемонстрировало свое намерение отменить крепостное право. Но за весь период царствования Александра 1 в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5 % крепостных.
Более успешными оказались реформы в области образования. В 1803 году было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Руководить созданием единой системы образования было призвано министерство народного просвещения.
С 1803 года значение Негласного комитета стало падать. Вскоре кружок прекратил деятельность. Для продолжения реформ Александру 1 требовались новые люди. Одним из таких людей стал А.А. Аракчеев.
Развитие промышленности БССР в годы третьей пятилетки (1933-1941г.)
Разработка третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства началась еще в 1937 г. в соответствии с постановлением СНК СССР, опубликованным в апреле 1937 г. В начале 1939 г. в связи с предстоящим XVIII съездом ВКП(б) проект плана был опубликован в печати для всенародного обсуждения.
Идя навстречу XV ...
Распространение
эпидемий тифа
Послевоенный голод был чреват небывалым распространением инфекционных заболеваний среди населения, переходящих в эпидемии. На возникновение и затяжное течение эпидемий влияли в первую очередь социальные факторы: убогий уровень материально-бытового, медицинского и санитарного обеспечения при массовых заболев ...