Облик Астрахани в царствовании ПетраСтраница 1
Медленно, но неуклонно строилась, крепла и ширилась Астрахань. Заключались всевозможные договоры на каменное строительство. Нанимались лучшие мастера.
Особенно изменился облик Астрахани в царствовании Петра I. Появились новые пристани, торговые дворы, таможня.
Строится новый Успенский собор. В избытке требуется кирпич, железо, известь.
Почти в это же время строится и другой каменный храм – церковь рождества Богородицы. О ней сказано: «Это первый христианский храм в Астрахани, построенный после перенесение ее с правого берега. Место храма – центр старинного белгорода.
По архитектуре и местонахождению обращают на себя внимание древний, деревянный храм - заменен, нынешним, каменным, освещенным в 1709 году. На колокольне этой церкви есть колокол с подписью от 1667года. В храме много икон старинного письма». И вот обнаруживается грамота патриарха Иокима о перестройке деревянной церкви. Патриарх указывал: «… церковь Рождества пресвятой Богородицы разобрать и прирубить к ней алтарь крупной тройной вверх на церкви сделать не шатровый, по чину прочих деревянных церквей, а в церкви в алтарных стенах царские двери сделать посерди…».
И дальше идет подробнейшее указание, где разместить какие иконы. Грамоты оканчиваются так «писано на Москве лета 7192 (1684) марта 10».И здесь же, внизу, сургучная патриаршая печать – благославящая рука.
Видно, неспроста так вникал в перестройку сам патриарх. Церковь, находилась в торговой части города, играла важную роль в утверждении православия на окраине России.
А может быть, тому было другая причина? В той же грамоте указано: «И как та церковь совершится и к освещению изготовлена будет, и ту церковь освятить из Яропога Богоролоцкой протополу Льву по нашей благоверенной грамоте, какова к нему послана».
В книге С.К. Крупской «Астраханский край», изданной в 1907 г. в Санкт-Петербурге, на странице восемнадцатой изображен рисунок плезир-яхты, хранившейся в Астрахани. Но описание этой яхты было скудно. Так, автор писала: «Город расположен на левом низком берегу Волги со своим белокаменным собором производит издали более величественное впечатление, чем вблизи». Вблизи поражает неряшливость восточного соседа Персии, отсутствие зелени и пыль, носящаяся в воздухе. Наиболее красивая пристань «Кавказ и Меркурий расположена в порту, самом зеленом уголке Астрахани. Порт заложен еще рукой Петра Великого в 1722 г. и тут же в густой зелени в небольшом домике хранится плезир-яхта и верейка (лодка) императора».
Из дореволюционернных астраханских газет удалось установить, что плезир-яхта, как и большинство других волжских судов, была построена Казанским адмиралтейством в начале 1722 г, специально для нужд русского императора. Прогулочная яхта должна была служить для поездок царя во время долгого похода в Персию. Коллегия иностранных дел считала, что вступление русских войск в Западное Прикаспье необходимо России «для приведения своих земель в надлежащую безопасность».
Летом 1722 года в Прикаспье были сосредоточены значительные морские сухопутные силы. Каспийская флотилия имела в своем составе были 80 морских судов и лодок. Для участия в походе Петр I выехал из Москвы 13 мая 1722 г.
«19 июня, во вторник, в 16-м часу дня, в три четверти, его императорское Величество изволил прибыть к Астрахани водою на галере и яхте и войти в крепость, в кремль…» - как написал в своем дневнике астраханский губернатор А.П. Волынский.
Плезир-яхта служила царю и для осмотра окрестностей города. Петр осматривал сады, где были посажены лозы венгерского и рейнского винограда. Он велел устроить поливные машины для орошения садов и учредить особую садовую контору.
Обратил Петр внимание и на городские улицы, которые при засухе заносились глубоким песком, а при дожде становились грязными, и указал, чтобы каждое судно, приходящее с верховья Волги, привозило с собой несколько камней у мостовой города. Южную окраину Астрахани в то время окружали стоячие воды солончаков, испарение которых заражали воздух. Петр предложил осушить болота. А адмиралу Апраксину приказал: «в Астраханском порте строить адмиралтейство и служителям адмиралтейским определить стоится там же…».
Светские организации
Подобно церкви, первые светские организации были «импортированы» эмигрантами из Старого Света. Так же, как в Галичине и на Буковине, в прериях возникали «Просвіти», читальни, народные дома. К 1925 г. здесь насчитывалось около 250 подобных культурно-просветительных организаций. Что касается обычной системы п ...
Связь с российским
правительством и начало службы
в составе московского войска
После того как Золотая Орда прекратила свое существование, казаки, покидая службу на границах рязанского и других княжеств, стали уходить в степи и занимали свои прежние места. С границ московских княжеств и к концу царствования Иоанна III на Дон и Терек ушло более 4000 казаков. Большинство ушедших осели в ...