Культура Словении, Боснии и Герцеговины в ХIХ - начале ХХ в.
Страница 6


История » Народы Боснии и Герцеговины, Словении в составе монархии Габсбургов в Новое время » Культура Словении, Боснии и Герцеговины в ХIХ - начале ХХ в.

К началу ХIХ в. на хорватских землях уже сложилась литературная традиция. В Далмации она находилась под сильным влиянием итальянской литературы барокко и просвещения, а на территории Гражданской Хорватии и Славонии была связана с немецким просветительством и романтизмом. Наличие собственного дворянства. Интеллектуальной элиты в нескольких поколениях придавало хорватской литературной традиции классические черты литературы как искусства, а не как средства просвещения народа. Кастовость этого вида искусства, рассчитанного на избранный круг читателей, выражалась и в том, что произведения хорватской литературы создавались на латинском языке. Тесное переплетение задач национальной интеграции, политического просвещения и пропаганды национальной идеи ставили перед деятелями хорватского Национального возрождения задачу демократизации литературы. Этой просветительской деятельностью в литературе активно занялись участники иллирийского движения. Л. Гай и его сподвижники начали издавать журналы, газеты и брошюры на хорватском языке. Собственно профессиональных литераторов в это время еще не было, литература считалась изысканным хобби образованных людей. Однако именно в это время на фоне любительского писательства выдвигаются и подлинные литературные таланты.

Одним из крупнейших хорватских поэтов ХIХ века был деятель иллирийского движения и видный политик Иван Мажуранич (1814-1890). Он начал свое литературное творчество еще в иллирских журналах в 30-е гг. Его лучшее произведение поэма «Смерть Смаил-Аги Ченгича» (1846) написано в традициях романтизма и повествует о противостоянии турок и южных славян в эпоху Османского владычества.

Загреб считался музыкальной столицей южных славян, ибо здесь традиции музыкальных обществ и организаций сильны были еще c XVII в. Хорватское музыкальное общество, возглавляемое иллирами осуществило в 1846 г. постановку первой хорватской национальной оперы Ватрослава Лисинского «Любовь и злоба». В.Лисинский (1819-1854) - автор более ста музыкальных произведений, которые он старался аранжировать в «югославянском» духе.

Хорватские города еще в период иллиризма украсились домами национальной архитектуры с символикой хорватской истории. Но чем ощутимее решались задачи национального самоопределения, тем меньше внимания уделялось этим внешним атрибутам.

В начале века горожане Хорватии и Славонии по костюму не отличаются от других горожан Австро-Венгрии. Крестьяне дольше сохраняют приверженность национальному костюму и традиционным предметам обихода.

Приморские города по-прежнему во многом сохраняли итальянское влияние, как в архитектуре, так и в быту, в том числе и в кухне. Именно здесь широко была представлена пища из продуктов моря, а также традиционные итальянские спагетти. Красочный женский и мужской народный костюм жителей приморья продолжал радовать глаз путешественников и курортников. Курортная специализация Далмации заставляла развивать сеть отелей и другой инфраструктуры для приема отдыхающих, а местных жителей вовлекаться в этот новый вид деятельности.

Сербы, проживающие на территории Австрийской империи, составляли особый культурный ареал. Православная традиция, большой монастырский комплекс, широкие контакты с Россией придавали культурным процессам этой части югославян империи Габсбургов особый колорит. Вместе с тем общая культурная традиция империи, преобразования в области просвещения и научных учреждений, широкое распространение грамотности, газет и журналов способствовало секуляризации сербской культуры. Особое значение в становлении сербской культуры играла Воеводина. Нови Сад и Сремские Карловцы становятся в первой половине ХIХ веке культурными центрами не только сербов Австрийской империи, но и сербов проживающих на территории Османской Турции.

Наряду с существовавшими церковными школами и семинарией, здесь работали и светские учебные заведения. Так, в 1810 г. была открыта гимназия в Нови Саде, одним из первых директоров которой стал выдающийся словацкий ученый-славист П.Й.Шафарик. При гимназии существовала солидная библиотека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Жизненный путь Александра II. Детство
Великий князь Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года в Москве, в доме митрополита Платона при Чудовом монастыре в Кремле. Отцом Александра был третий сын императора Павла I великий князь Николай Павлович, матерью — дочь прусского короля Фридриха III принцесса Шарлотта, ставшая после православного ...

Раздел вооружённых сил.
Распад СССР поставил перед новыми государствами много проблем. Встал вопрос о вооружённых силах. Сначала страны СНГ попытались сохранить объединённые вооружённые силы, но затем каждая начала создание собственных. Пришлось делить военное имущество СССР. Наиболее спорным остаётся вопрос о разделе Россией и Ук ...