Кипрский и Карабахские конфликты. Сходства и различияСтраница 1
Кипрский и Карабахский конфликты, которые достаточно большой промежуток времени не могут найти своего решения, на сегодняшний день не потеряли своей актуальности. Многие некомпетентные исследователи, а чаще всего политики, по тем или иным причинам стараются идентифицировать эти два конфликта. Говоря о «праве» на самоопределение армян в Нагорном Карабахе, они сравнивают это с самоопределением турков-киприотов на Кипре. Сходства и различия в этих двух конфликтах имеются. Поверхностно все выглядит достаточно схоже, однако более детальное изучение кипрского вопроса дает понять, что это достаточно отличающийся конфликт от нагорно-карабахского. Постараемся показать основные сходства и различия конфликтов на Кипре и в Нагорном Карабахе. Для того чтобы выявить существенные различия и сходства, необходимо проследить прежде всего историю возникновения и развития этих конфликтов.
Анализируя исторические события до начала конфликтов, можно прийти к следующему выводу: одним из сходств в истории развития двух конфликтов, стала политика направленная на заселение территорий, которые впоследствии стали очагами этих конфликтов. Так, в обоих случаях население непризнанных образований не является коренным населением, а является переселившимся, либо заселенным здесь по известным нам причинам. Турки были заселены на Кипре в следствии проводимой политики султанской Турции, во время существования еще Османской империи, в целях упрочнения власти на местах, как и подобало к тому времени. Находясь близ границ империи, Кипр мог бы быть использован врагами при нападении на Османскую империю. Такой политики придерживались, пожалуй, все имперские государства, существовавшие в истории. Коренные жители (греки) при этом ничуть не были притеснены. Наоборот после изгнания католиков венецианцев из Кипра, православные греки киприоты значительно расширили свои права, крепостное право тут же безоговорочно было отменено, что явилось прогрессивным шагом в развитии Кипра. Армянское же население Карабаха, было переселено сюда после известных Гюлистанского (1813г.) и Туркменчайского (1828г.) договоров, разделивших Азербайджан на две части, северный и южный. Северная часть Азербайджана, где было разрешено свободному перемещению лиц по условиям Туркменчайского договора, была заселена многочисленными армянскими семьями, в том числе Эриванское ханство и Нагорный Карабах. Анализируя события того времени, английский исследователь из университета Джона Хопкинса, Сванте Корнелл пишет: «большое количество армян оставило Персию и Оттоманскую империю, которое заселило Северный Кавказ, в свою очередь, большое количество азербайджанцев, оставив родные земли, было переброшено в обратную сторону. Население армян в Карабахе к 1823 году составляло всего 9%, 1832 году 35%, а к 1880 году уже 53% … увеличение армянского населения было результатом полномасштабной миграции». [4, c. 68]. И турки киприоты и армяне Карабаха это не коренные жители этих территорий, пожалуй эти факты могут служить как своеобразная опорная точка в дальнейшем анализе сущности и причин этих конфликтов. Это было бы правильно и с правовой точки зрения. Турки киприоты признают, что они являются переселенцами на Кипре, и что Кипр их родина в целом, а не отдельная ее часть, чего, однако в свою очередь не хотят признавать армяне Карабаха, несмотря на имеющиеся факты и доказательства, свидетельствующие об их переселении. Их упорное не признание данного факта на наш взгляд значительно осложняет ситуацию вокруг разрешения карабахской проблемы. Но все же для анализа последующих событий, опорную точку в сопоставлении этих двух конфликтов мы обозначим: турки на Кипре и армяне в Карабахе не коренные жители. Вот главное сходство в конфликтах, которое не многие констатируют вслух по тем либо иным причинам.
Следующее сходство можно обозначить в одной из причин возникновения как кипрского так и карабахского конфликтов. Одной из существенных причин их возникновения кипрского и карабахского конфликтов явились сепаратистские и утопические идеи националистов, в Греции и в Армении соответственно. В кипрском варианте, такой идеей стала, идея о воссоздании т.н. «Великой Византии». Греки мотивировались в первую очередь так называемой «Мегали Идеа» (от греч. «Великой Идеей»), идеей имперской судьбы греческого народа. Создатели греческих подпольных националистических организаций (например: «Афина», «Феникс», «Этерия»), действующих в этом направлении, считали, что да, теперь греки порабощены турками, но до этого они были великой нацией, создавшей европейскую цивилизацию. Они неизбежно должны были вновь воспрянуть. Националисты пытались совместить несовместимое: националистические силы эллинизма с приверженностью вселенским традициям Византии и Православной Церкви. Они стремились к воссозданию Византии, Нового греческого Рима, который станет новым центром греческой цивилизации, которая в свою очередь, распространится на весь православный мир. Дух, движущий «Великой Идеей», был неовизантизмом в соединении с острым национальным ощущением эллинизма. Кипру в этом была отведена своя роль. В рамках этой идеи предусматривалось соединение Кипра с материковой Грецией, получившего название Энозис.
Жизненные принципы, идеалы, мотивы
Судя по всему, сложность заключается в идейной, психологической предрасположенности или нерасположенности Александра Николаевича к тем или иным шагам на новом посту. Здесь мы вступаем на зыбкую почву предположений и догадок, когда можем руководствоваться только тем, что знаем о его детстве и юности.
Если г ...
Жизнь после смерти
В августе 1853 г. Федор Петрович заболел. Домой возвратился поздно. Перед сном долго смотрел на бездонное небо. А утром Гааза не стало. Остановилось безмерной доброты сердце врача-подвижника. Безмолвно покоилась на столе рукопись с удивительными словами: “Спешите делать добро”.
Раздав все, что имел, Федор ...