Особенности внутренней политики Франции после Второй Мировой войны и в годы четвёртой республики. Временный режим 1944-1946гг
Страница 1


История » Франция как пример правового государства после Второй мировой войны » Особенности внутренней политики Франции после Второй Мировой войны и в годы четвёртой республики. Временный режим 1944-1946гг

Современное государство – это правовое государство, которое появилось после буржуазных революций и становление которого продолжается и в наше время. В Современной концепции правового государства человек как личность и самоценность занимает центральное положение в государстве. В правовом государстве права и обязанности субъектов, подчиняющихся праву, определяются конституцией и законом. В современном государстве одними из самых важных признаются права человека и гражданина, которые содержатся в конституции или в другом основополагающем документе и регулируются ими, например, известной Декларацией прав и свобод гражданина, принятой после победы французской буржуазной революции 1789 года. Как видим, еще в период либерального правового государства было принято считать важным и доказанным то, что основные права человека и гражданина ограничивают государственную власть и что в соответствии с правовыми нормами государственная власть обязана гарантировать и обеспечивать права человека. Еще одной гарантией обеспечения прав человека будет являться осуществление принципа разделения властей в государстве, направленное на предотвращение злоупотреблений властью и для ее сдержек, о чем мы рассуждали в предыдущей главе нашего исследования[12].

В правовом государстве отношения между отдельными лицами, а также между лицами и государством регулируются ранее сформулированными правилами правового устройства, то есть нормами, устанавливающими порядок в общественных отношениях между людьми и исключающими безвластие и применение насилия. Это значит, что отношения между государством и его подданными становятся правовыми и подданные, которые раньше имели только обязанности, превращаются в граждан, наделенных помимо обязанностей определенными, установленными законом правами. Поэтому основной целью правового государства состоит обеспечение свободы граждан, свободы инициативы, предпринимательства и развития личности. На основе этого строится и правовой принцип: «разрешено все, что не запрещено законом»[13].

В правовом государстве индивидуум как личность, кроме частных прав субъекта (полученных еще во времена полицейского государства, которое, по мнению некоторых теоретиков, может служить примером первого правового государства), обладает и общественными правами, что предопределяет переход отдельной личности из статуса подданного в статус гражданина.

Современное правовое государство характеризуется тем, что гарантирует три группы общественных прав субъекта: права на независимость от власти; права на участие во власти; экономические, социальные, и культурные права, или, как иногда говорят, право на социальную помощь со стороны государственной власти[14].

Исторически раньше появляется и развивается группа прав на независимость от власти. Она объединяет: свободу веры, свободу вероисповедания и свободу совести; право на личную свободу; право на приобретение и неприкосновенность частной собственности; свободу передвижения по территории всего государства; тайну и неприкосновенность переписки; свободу слова и свободу мысли и объединения; право на неприкосновенность жилища; свободу выбора профессии и т. д. Перечисленные права называют еще «правами свободы», «правами гражданских свобод» или «гражданскими свободами и правами» (они отличаются от «политических свобод и прав», под которыми подразумевается право на участие граждан во власти)[15].

Политические свободы и права граждан в рамках правового государства следует отнести ко второй фазе его развития, и в различных странах существуют разные временные интервалы их возникновения. Данную группу прав составляют активное и пассивное избирательное право, право граждан участвовать в управлении делами государства, право гражданина лично обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления и т. п.

Экономические, социальные и культурные права как отдельная группа общественных прав субъекта характеризуют правовое государство новейшего периода его развития. Сюда, прежде всего, входят право на образование, свобода любой творческой деятельности, право на интеллектуальную собственность, право на свободное использование своих способностей и имущества, право на социальную безопасность и защиту в условиях безработицы, право на благоприятную окружающую среду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жизнь, достойную человека, и т. п. Гарантии этих прав находят особое выражение в высокоразвитых западных демократиях. Однако, по мере возможности, указанные права гарантируются и в менее развитых странах, так как это является условием для вхождения в современное международное сообщество[16].

Историк Смирнов В.П. отмечает, что политический строй, существовавший во Франции с момента ее освобождения осенью 1944 г. до принятия конституции Четвертой республики осенью 1946 г, вошел в историю под названием Временного режима. Это был непродолжительный, но очень важный период в истории Франции, когда демократические и антифашистские силы добились значительных успехов[17].

Страницы: 1 2 3 4

Развитие промышленности БССР в годы третьей пятилетки (1933-1941г.)
Разработка третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства началась еще в 1937 г. в соответствии с постановлением СНК СССР, опубликованным в апреле 1937 г. В начале 1939 г. в связи с предстоящим XVIII съездом ВКП(б) проект плана был опубликован в печати для всенародного обсуждения. Идя навстречу XV ...

Установление оккупационного режима на территории смоленщины.
Несмотря на мужественное сопротивление наших войск, во второй половине июля западная часть Смоленской области с городами Смоленск, Рославль, Починок, Рудня, Велиж, Демидов были захвачены гитлеровцами . 12 октября вся область оказалась взята врагом. В оккупированных районах фашисты установили жестокий вое ...