Освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 годуСтраница 2
В июле 1612 года значительная часть ополчения двинулась из Ярославля и 20 августа вступила в Москву, расположившись в районе Арбата. В это время к Москве на помощь осажденным полякам шел с 12-тысячным войском гетман Я. К. Ходкевич. 21 августа он подошел к городу и остановился на Поклонной горе. Пожарский, чтобы преградить путь противнику в Кремль, где находился четырехтысячный гарнизон, стал на левом берегу у Крымского двора. Главные силы под командованием Пожарского располагались на наиболее ответственных участках - в районах Арбатских, Тверских и Никитских ворот.
Всего под Москвой находилось до 10 тысяч русских войск, из них - 2,5 тысячи казаков Д.Трубецкого.
В ночь на 22 августа противник перешел бродом реку Москву против Новодевичьего монастыря и начал готовиться к наступлению, чтобы сломить сопротивление ополчения и соединиться с отрядом, засевшим в Кремле.
Разгадав замысел противника, Пожарский выдвинул в район Новодевичьего монастыря сильный конный отряд и сосредоточил пешие войска в укреплениях Земляного вала. Сражение началось утром 22 августа и продолжалось около семи часов. Значительное превосходство в коннице позволило интервентам оттеснить ополченцев к стенам Белого города. Здесь было множество рвов, и Пожарский приказал своим конникам биться в пешем строю.
Вражеские войска полковника Н. Струся, находившиеся в Кремле, пытались атаковать русских с тыла. Однако их атака была успешно отражена отрядом, заранее выделенным для этой цели.
На рассвете 24 августа шляхетские войска атаковали ополченцев на правом берегу Москвы. Вначале им удалось добиться некоторого успеха, но потом ополченцы стремительной контратакой выбили противника из укрепления и нанесли ему большие потери.
Не менее упорный бой разгорелся на полуразрушенных стенах Земляного города, но превосходящие силы врага заставили ополченцев отойти к реке. На помощь сражавшимся Пожарский двинул резервные войска, под ударом которых противник не выдержал и отступил. Разгромив Ходкевича, Пожарский все силы направил на овладение Кремлем и Китай-городом, где еще сидели поляки.
15 сентября осажденным было предложено сдаться, но они отказались, надеясь на помощь польского короля. Тогда ополчение Пожарского приступило к осаде. 22 октября (4 ноября) приступом был взят Китай-город. В руках поляков оставался только Кремль, где они еще продолжали хозяйничать, но находились в тяжелом положении. Осажденные были окружены со всех сторон, голодали, а боевые припасы израсходовали. Надежды на помощь уже не было. Доведенные до отчаяния, поляки 26 октября (8 ноября) заявили на переговорах о готовности сдаться и вышли из Кремля. 27 октября (9 ноября) 1612 года ополчение торжественно вступило в Кремль.
Чудотворный образ Божией Матери находился в передовых отрядах войска. Ополчение совершило торжественный молебен и крестный ход с иконой Казанской Божией Матери в благодарность за избавление от врагов.
Москва радостно праздновала освобождение, но до окончательного изгнания интервентов из страны было еще далеко. Польские и шведские оккупанты не отказались от своих намерений покорить русский народ.
Освобождение Москвы было достигнуто прежде всего благодаря высокому моральному духу ратников народного ополчения, умелому руководству военными действиями Пожарским и Мининым, что нашло отражение как в общем замысле похода, так и в тактических приемах: четкое взаимодействие пехоты и конницы, фланговые удары, решительные контратаки. Освобождение Москвы позволило восстановить государственную власть в России, послужило мощным толчком к освободительному движению по всей стране.
Арест и убийство царской семьи
8 марта 1917 г. бывший император после прощания с армией принимает решение выехать из Могилева и 9 марта прибывает в Царское Село. Еще до отъезда из Могилева представитель Думы в Ставке сообщил, что бывший император "должен считать себя как бы арестованным".
9 марта 1917 г., четверг. (Дневник Ник ...
Язычество древних славян
Что же касается духовной культуры восточных славян, то следует сказать, что религией, которую исповедовали восточные славяне было язычество(в последнее время чаще употребляется другой термин – политеизм, т.е. многобожие)[1].
Наши предки почитали силы природы. Первое место по значимости принадлежало Даждьбо ...