«Последняя жемчужина» владимиро-суздальского зодчества. Историческая биография
Георгиевского собораСтраница 2
На нижних рядах камней снаружи собора находится несколько граффити - значков безвестных мастеров. На одном камне едва можно различить загадочное слово «Баку». По мнению Г. К. Вагнера, это уцелевшие буквы от подписи главного зодчего по имени Абакун, то есть Аввакум. Таково единственное дошедшее до нас подлинное имя из целого сонма зодчих и мастеров-камнесечцев.
Двести с лишним лет простоял собор. Своей красотой он славился и в последующем, XIV веке. До нас дошли сведения, что зодчие Ивана Калиты обмеряли Георгиевский собор, чтобы по его образцу построить первый белокаменный храм Москвы – Успенский собор (1326).
Но в 1471 году в летописи появились следующие строки:
«Во граде Юрьеве в Полском бывала церковь камена святый Георгий . а резана на камени вси, и розвалилися вси до земли; повелением князя великаго, Василей Дмитреевь ту церкви собрал вся изнова и поставил, как и прежде».
В середине 1460-х гг. своды и большая часть стен обрушились. В 1471 г. по приказанию Иоанна III в Юрьев был послан известный московский строитель, дьяк В. Д. Ермолин. Он уже имел опыт в реставрации древних построек: тремя годами раньше, в 1469 году, он посылался во Владимир для обновления церквей Воздвиженья на Торгу и на Золотых воротах. По словам летописца, Ермолин «собрал изнова» Георгиевский собор и его придел и якобы воссоздал, как и прежде. На самом деле собор получился чуть ли не вдвое ниже, стал приземистым; многие рельефные композиции утратили целостность. Лучше других сохранились северная сторона храма и часть западной.
Но вернемся к летописи. В ней есть явные неточности: стены не «развалились все до земли» - их остовы, где выше, где ниже, остались точно обглоданными, а внутри здания беспорядочной грудой громоздились белые резные камни, целые и разбитые на куски. Под руководством московского реставратора каменщики нарастили прежние стены.
Нужно сказать, что Ермолин старался бережно отнестись к резным камням. Он со вниманием пересматривал камни и там, где улавливал их связь, - ставил их рядом, хотя мог бы стесать их - ведь монументальный резной убор храмов ушел в далекое от XV века прошлое. Но красота древней резьбы пленила Ермолина. Так, он сложил вместе два камня с изображением Троицы в западном делении южного фасада, поставил в ряд под карнизом западной стены часть разрушенного аркатурно-колончатого пояса с фигурами святых и толстыми резными колонками и т. д. Но, конечно, собрать их в точности «как прежде», то есть в первоначальном порядке, он не мог - никаких чертежей или изображений древнего здания не было, а часть резных камней (те, что раскололись) были пущены как материал в кладку. Поэтому Ермолин мог лишь облицевать фасады резными камнями, расположив их в полном беспорядке. Часть целых резных камней (более 80) была запущена Ермолиным в кладку новых сводов; часть, попавшая в дворы соседних домов и в новые пристройки, теперь, после их сломки, собрана исследователем собора П. Д. Барановским внутри собора (см. гл. 3). Некоторые из камней были положены при реставрации собора тыльной стороной вперед. Так на стенах восстановленного храма получалась невообразимая путаница. Реставратор XV века превратил собор в своего рода каменную загадку, над которой уже давно трудятся ученые.
В последующие столетия восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям и обстройкам. В XVII в. в соборе «для светлости» растесали широкие окна, уничтожив при этом много резных камней. Над западным притвором пристроили шатровую колокольню, которую в 1781 г. сменила новая – высокая, в стиле классицизма, воздвигнутая с западной стороны собора и совсем заслонившая здание, разрушенная уже в советское время. Храм был покрыт четырёхскатной кровлей. Вместо белокаменной алтарной преграды был установлен 4-ярусный иконостас. В 1-й половине XIX в. храм был расписан Тёплый придел Святой Троицы, построенный ещё Святославом Всеволодовичем на северной стороне храма, в начале XIX в. был расширен и освящён в честь Воздвижения Креста Господня. В 1810 г. при соборе существовало приходское училище, учителем в котором был протоиерей Георгиевского собора И. Соловьёв. В 1809-1827 гг. к собору пристроены ризница и тёплый Троице-Крестовоздвиженский собор, закрывшие древнюю постройку с севера и юга (позднее, в советское время здания разрушены). В Троицком приделе находились гробницы благоверных князей Святослава Всеволодовича и его сына Дмитрия.
Историография насильственного переселения народов
В конце 1980-х - начале 1990-х годов в СССР, в том числе в Казахстане появились работы, раскрывающие историю и масштабы депортации народов в предвоенные и военные годы. Стал развиваться процесс демократизации, в результате которого началось рассекречивание документов, связанных с массовыми репрессиями проти ...
Предисловие
М.В. Ломоносов видел причину огромных успехов в естествознании, прежде всего в том, что учёные люди, строили свои доводы не только в пустых речах, а на точном эксперименте
– опытах. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых единственно воображением», - утверждает он в своих заметках по физике. ...