Резное убранство Георгиевского собораСтраница 3
Над порталом южного притвора помещена фигура богоматери. Весьма вероятно, что и в закомарах южного фасада были размещены композиции, в которых присутствовало изображение богородицы. Здесь помещались Вознесение, Распятие и Покров богородицы. И здесь через культовые образы звучала, в сущности, та же идея, что и в сюжетных рельефах северного фасада. Вознесение воплощало, как и Преображение, величие и славу божества. Распятие связывалось с представлением о кресте как важнейшем орудии борьбы с неверными и защиты княжеской власти - он понимался как «сохранник всей вселенной, царем держава, верным утверждение». Фрагмент крестообразной надписи конца ХII века есть в кладке южной стены Суздальского собора. В Боголюбово также есть белокаменный крест ХII века с подобной надписью. Что касается сюжета Покрова, то его идейный смысл нам уже известен.
На долю западного фасада остаются две композиции – Даниил во рву львином и Семь отроков, образовавшая как бы венок из фигур уснувших юношей. Последняя композиция имела магический смысл - ее часто изображали на круглых амулетах-змеевиках; отсюда и круговая композиция и смысл ее появления в убранстве Георгиевского собора. Эти две композиции помещались в боковых закомарах; лишний раз указывая, что центральное звено западного. фасада было закрыто вторым этажом западного притвора. В архивольте его портала высечены изображения святых И апостолов в медальонах. Выше на его фасаде, видимо, помещалась излюбленная во Владимирской Руси композиция Деисуса. С ней связывалась и процессия. святых в колончатом поясе. Если в Дмитриевском соборе аналогичные фигуры святых были малы и не выделялись среди остальных резных камней, то здесь они выросли и заняли все поле меж колонок, уподобившись в этом смысле статуям готических соборов, но оставшись вполне плоскостными.
Девятая сюжетная композиция - Троица - украшала закомару Троицкого придела-усыпальницы.
Предполагаемое осмысление и композиция резного убора Георгиевского собора, согласно мнению исследователей, может показать его глубокое отличие от скульптурной декорации Димитриевского собора. Если замысел последней до сих пор возбуждает споры и не может быть с полной ясностью объяснен, исходя из церковной тематики, если даже можно думать, что резьба имела здесь преимущественно декоративное значение, то убор Георгиевского собора не рождает никаких сомнений в своей идейной направленности. Он как бы продолжает или повторяет на фасадах собора темы внутренней росписи храма. Ясная задача поучения и пересказа языком пластики церковно-политических идей проникает замысел декоративной системы[1].
Именно эта сторона скульптурного убранства собора и привлекла внимание летописца, который отметил, что «вокруг всея церкве были по камню .резаны святые чюдны велми" . Но это была не единственная особенность резного убора. Как можно видеть по разрозненным камням сборных композиций на церковные темы, они развертывались на фоне того же коврового орнамента, побеги которого проникали меж фигур святых, вплетавшихся, таким образом, в ткань причудливых трав и древес". Здесь в скульптуре происходит то, что мы видели в росписи ХIII века Суздальского собора, где пестрый орнамент образует основу декоративной системы, а изображения святых включены в нее. На стенах
Георгиевского собора священные события происходят как бы в сказочном саду - они пронизаны его причудливыми, сходными с ирисами, кринами, и извивающимися стеблями и листьями, напоминающими заросли хмеля или повилики.
На всех фасадах мы видим, кроме того, фигуры зверей и чудищ, исполненные, так же как и фигуры святых, в высоком рельефе и также включавшиеся в общую систему коврового орнамента: на многих из них также видны концы стеблей или листьев коврового узора. Следовательно, все твари входили в систему убранства фасадов на равных правах со священными изображениями и составляли существенный элемент художественного замысла в целом. Более того, фигуры чудищ иногда больше фигур святых. Мы, вероятно, никогда не выясним точного местоположения каждой фигуры, но несомненно, что все они размещались в верхнем ярусе фасада. Они населяли сказочный сад, где происходили церковные чудеса, созерцали их и были как бы их соучастниками.
Экономическое развитие Русского централизованного государства
в сер. XV - сер. XVII вв.
Новый период русской истории В.О. Ключевский назвал “Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая", что достаточно полно характеризует изменения в политическом и хозяйственном развитии страны. В это время завершился процесс внутренней колонизации, в результате которой в шесть раз у ...
Столыпин Петр Аркадьевич - губернатор Саратовской
области. Первые шаги на "карьерной"
лестнице
Столыпин Пётр Аркадьевич (1862-1911 гг.) - русский государственный деятель России начала XX века, проделавший типичный для людей его круга путь чиновника от служащего министерства земледелия и государственных имуществ до высших государственных постов. Столыпин обладал личным мужеством, имел сильный, властны ...