Югославия в 30-х гг. XX в.
Страница 1


История » Югославия в 1918–1941 гг. » Югославия в 30-х гг. XX в.

Структурный кризис королевства СХС в конце 1920-х гг. привёл к государственному перевороту. Король Александр I в начале января 1929 г. провёл консультации с представителями крупнейших партий. 6 января 1929 г. он издал манифест, в котором объявлял, что между партиями нет согласия и что парламентским путём выйти из кризиса невозможно. Поэтому вся полнота власти сосредотачивалась в руках короля. Он отменил Видовданскую конституцию, распустил парламент, запретил все политические партии. Ликвидировались все выборные органы самоуправления. Специальным законом страна переименовывалась в Королевство Югославию, вводилось жёсткое вертикальное управление.

В октябре 1929 г. была проведена административная реформа. Уничтожалось исторически сложившееся деление на национальные области. Вместо них вводились 9 бановин во главе с назначаемыми королём банами (название бановины получали по рекам – Дунайская, Вардарская, Зетская, Моравская и др.). Бановины делились на срезы (районы). Было подавлено национальное движение. Объявлялось о существовании единого югославского народа. Запрещались все организации, созданные на национальной основе. Преследовались все организации, подозреваемые в антигосударственной деятельности. Вокруг королевского правительства сплотились великосербские политические круги, ратовавшие за централизацию и «оздоровление» государственного механизма. Правительство возглавил генерал Пера Живкович.

В сентябре 1931 г. королём была дарована новая конституция (октоированная – дарованная милостью короля). Она узаконила широчайшие полномочия короля. Законодательная власть принадлежала совместно королю и парламенту – Народному представительству, состоявшему из 2 палат (Скупщины и Сената). Правительство отвечало только перед королём. Ограничивались права и свободы граждан (вводилось открытое голосование). Закреплялся запрет на создание каких-либо национальных организаций.

В ноябре 1931 г. состоялись парламентские выборы. По официальным данным, в них приняло участие 65% избирателей, по неофициальным – лишь 15%. Политические партии в выборах не участвовали. В парламент прошли все кандидаты из правительственного списка. Из этих депутатов была образована Югославская национальная партия. В 1932 г. был издан закон, разрешавший возобновить деятельность лишь тех партий, которые «отстаивали государственное и национальное единство Югославии». Власти т.о. могли преследовать любую оппозиционную партию.

Мировой экономический кризис в Югославии оказался глубоким и затяжным. Он длился с 1930 по 1934 г. и достиг пика в 1932 г. Падение производства во многих отраслях составило 50%. Выросла безработица – до 50% рабочих. Промышленный кризис переплетался с аграрным. Из-за падения мировых цен на сырьё и с/х продукцию, в частности на пшеницу, резко сократился югославский экспорт. Правительство ввело государственную монополию на экспорт с/х продукции. В 1931 г. было создано «Привилегированное общество для экспорта с/х продукции», которое получало финансовую поддержку от правительства, в т.ч. и через специальный Аграрный банк. В 1932 г. правительство запретило продажу крестьянских земель за долги.

Некоторое оживление экономики наступило лишь в 1934 г., с 1937 г. начался слабый рост. Его темпы были меньше, чем в 20-х гг. По-прежнему свыше половины национального дохода обеспечивало с/х. Очень сильные позиции сохранял иностранный капитал.

Страницы: 1 2 3

Историческое значение договора 907 г.
Прежде всего несколько замечаний по поводу того, что из договора 911 г. были изъяты все те фрагменты, которые отразились в договоре 907 г. и которых нет в договоре 911г. Этот главный аргумент некоторых историков в пользу недостоверности договора 907 г., на наш взгляд, несостоятелен. Договор 911 г. отразил ...

Характеристика конституции на начальном этапе. Состав Конституции. Характеристика статей
Первоначальный текст Конституции, на первый взгляд, кажется простым, логичным, сжатым. Хотя при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что в нем много нечеткого, неконкретного и противоречивого. Он изобилует общими выражениями. В Конституции отсутствуют положения о важнейших институтах политической ...