Реформа церкви при Александре IIСтраница 1
Реформы Александра II, затронувшие все сферы общественной жизни, оказали влияние и на Православную Церковь. В том виде, в котором застали церковное право реформы, оно сложилось в основном в царствование Николая I. Итак, в конце 50 – х. годов XIX в. Русская православная церковь занимала первенствующее положение среди других перечисленных в стране религиозных организаций; православие явилось государственной религией. Давняя и тесная связь церкви и государства оформилась особой отраслью юриспруденции – церковным правом, включающим в себя каноническое и догматическое права, гражданские и светские законы. Источником церковного права в России были Священное писание, правила апостолов, вселенских и поместных соборов, отцов церкви – с одной стороны, Духовный регламент, вышедшее после него царские указы, определения Священного Синода и действующие гражданские законы с другой.[19]Эти законодательные акты усугубили положение церкви, подчинили ее государству и лишили церковь самостоятельности. Таким было положение на момент проведения реформ. Памятник гранитные заказать где каталог памятников dingo-pamyatnik.ru.
Но необходимость ослабления жесткого государственного контроля над церковью, который установился при Николае I , была осознана в царствование Александра II, так как общественные реформы послужили катализатором церковных преобразований. Вместе с этим общественные реформы требовали идейной поддержки, которую могла осуществить церковь. Поэтому при проведении общественных реформ, государство использовало церковь для их идеологического обеспечения. Кроме того, церковные преобразования, связаны были с требованиями преодоления замкнутости духовного сословия и увеличения средств на содержание духовных училищ и самого духовенства.
Влияние на отношения церкви и государства оказала либерализация общественного мнения в 60-е годы, которая вызвала в обществе дискуссии о реформах церкви. Наряду с общими рассуждениями в церковной прессе высказывалось и много полезных практических предложений. Конечно, на переднем плане находились вопросы, касавшиеся положения духовенства, но они всегда рассматривались в связи с общественной ситуацией в целом. Впервые в истории русской публицистики широко дискутировались вопросы о связи христианства, Церкви и духовенства с национальным, социальным и культурным развитием русского народа, указывалось на вытекающие отсюда обязанности Церкви и церковнослужителей. [20]
Так же оказала влияние на взаимоотношение светской и духовной власти личность императора, который был убежден в незыблемости самодержавия, но, под давлением внешних обстоятельств, всё же пошел на проведение либеральных реформ. Император, несмотря на просьбу духовенства; не пошел на ослабление государственного контроля над церковью, ограничившись лишь внесением некоторых элементов самоуправления в низшем звене церковного управления и духовных учебных заведениях.
Отсюда можно выделить основные направления церковной политики правительства Александра II:
- использование РПЦ для обеспечения общественных реформ (эта задача, в свою очередь, подразумевала: пропаганду справедливости, необходимости проводимых реформ (манифест об отмене крепостного права был составлен митрополитом Филаретом; указы обо всех реформах оглашались и объяснялись народу священниками перед проповедью); участие РПЦ в деле просвещения народных масс);
- удовлетворение некоторых просьб духовенства о демократизации и либерализации его жизни;
- сохранение контроля за церковью;
- укрепление позиций РПЦ в обществе.
Церковная реформа началась одной из первых в 1863 г. в силу тех же причин, что и другие преобразования Александра II, последовавшие за отменой крепостного права. Автором церковной реформы следует считать преимущественно министра внутренних дел П. А. Валуева.
Первым толчком к началу удачной карьеры Петра Александровича Валуева стало определение его на службу во II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Он оказался удачлив в службе, да и работа под началом столь блестящего чиновника, как М. М. Сперанский, не могла пройти бесследно. Благодаря связям, трудолюбию, знанию иностранных языков, умению говорить и писать официальные бумаги, но более всего благодаря искусному лавированию между противоположными течениями, он сделал блестящую карьеру.
Валуев отчасти разделял взгляды сторонников реформ, об этом говорит тот факт, что будучи курляндским гражданским губернатором, он пишет и распространяет записку под названием "Дума русского во второй половине 1855 года". В этом резко критическом сочинении говорилось, в частности, следующее: "Взгляните на годовые отчеты: везде сделано все возможное, везде приобретены успехи, везде водворяется должный порядок. Взгляните на дело . и редко где окажется прочная плодотворная почва. Сверху - блеск, внизу - гниль ." Но все же Валуев так и не стал соратником и единомышленником высокопоставленных реформаторов. Это свидетельствует о неопределенности его взглядов.
Сельджукский султанат
Сельджуки представляли собой ветвь племен тюрок-огузов (западные тюрки), населявших азиатские степи от Монголии до западных областей Древней Руси. В 10 веке группа тюрок под предводительством Сельджука поселилась в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Вскоре сельджуки устремились на запад, завоевывая новые терри ...
Рабство и отношение к нему на Юге и на Севере. Движение аболиционистов
Рабство в США зародилось в XVII в.: в 1619 г., когда в Виргинии возникло представительское управление, в нее были ввезены первые черные рабы[25]. До конца XVII в. количество рабов оставалось относительно небольшим, но затем стало стремительно возрастать. Подавляющее количество рабов сосредоточилось в южных ...