ЗаключениеСтраница 4
Ответом Ирана на сложившуюся неблагополучную ситуацию стало сокращение импорта и капиталовложений, что отрицательно сказалось на общем экономическом положении страны. Опасаясь дальнейших негативных последствий, правительство не стало снижать субсидии на основные виды продовольственных товаров и резко повышать внутренние цены на нефтепродукты, что в целом затруднило выход из финансового кризиса. Внешний долг страны, согласно официальным данным, в 1997 составлял 15,8 млрд. долл.
Резкое падение цен на нефть в 1998 вместе с уменьшением валютных поступлений от других статей экспорта привели к обострению финансового положения страны. По оценкам, валютные запасы Ирана составляют 5–6 млрд. долл. Еще одной серьезной экономической проблемой в Иране является инфляция, темпы которой в начале 1990-х годов составляли ок. 16%, а в 1997 достигли 23%.
По моей оценке, относительно легко Иран может отказаться от своих ядерных программ и от поддержки радикальных исламских движений - по последнему пункту уже есть очевидные подвижки. Так что надо попробовать сделать шаг навстречу. Таким шагом, например, могла бы стать отмена санкций. Хотя Иран привык жить в изоляции от США - здесь понимают, что для решения социально-экономических проблем им нужен глоток свежего воздуха.
[1]Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим. События. Люди. Идеи. М., 1987
Современный Иран: Справочник. М.,1993
[2]Проблемы развития стран современного Ближнего и Среднего Востока: Иран, Пакистан, Турция. М.,1981
1 // «Политбюро» №22, 9 июня 2003 г.
[3] //Зайнабитдинов Е. «Азия и Африка сегодня». №6.,с. 12-13
[4] Арабаджян З.А. Иран: власть, реформы, революция. М., 1991
[5] // Марджайат. Хозрат Алэйх Хаменеи. Иран.,1983
1 // Сатин В. Независимая газета. 2000 г. от 8 апреля., с. 6.
1 Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. М.,1981
1 Аятолла Хаменеи. Свет исламской революции. М.,2000 г.
[7]Согласно шиизму- второму по числу приверженцев направлению в исламе (после суннизма), шииты, составляющие подавляющее большинство население Ирана признают законными 12 имамов, имеющие право осуществлять духовную и государственную власть в умме. Первым имамом они считают Али ибн Абу Талиба (656-661) сподвижника Пророка, его двоюродного брата. Шииты признают также 11 его потомков и отрицают его законность права на имамат суннитских халифов. Но учению шиитов, последний 12-ый имам Мохаммед Махди исчез в 887 году, но существует скрытно.
[8]Хатами С.М. Традиция и мысль во власти авторитаризма. М., 2001 с. 14-16
[9]Фетва (в переводе с арабского «мнение», «решение») –заключение религиозного авторитета по богословско-юридическим вопросам.
[10]// «Азия и Африка сегодня» 2004 г. №1 с. 14-17
[11]// «Азия и Африка сегодня» №2 1999 г. с. 6-11
[12]По оценке Iran. Country Report. 1996, р.3
[13]Независимая газета. 1999г. 23.07. стр 7-8
[14]// Российская газета 1997 г. 11 сентября стр. 11-12
[15]// Общественные науки за рубежом Востоковедение африканистика. 1990 г. №1 стр. 34-35
[16]http: // www. rambler.ru-Стратегические внешнеполитические проблемы Ирана.
Распад СССР
К осени 1990 г. уже было очевидно, что после пяти с половиной лет перестройки Советский Союз вошел в новую стадию своей истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений со всем миром. Произошла подлинная революция умов, сделавшая невозможным возврат к прежнему состоянию. Тем не менее - и ...
Перемены в политике.
В ряде стран Восточной Европы компартии оказались вынужденными изменить политику, чтобы снять главные причины недовольства. Были прекращены массовые репрессии и проведена частичная реабилитация их жертв, внесены изменения в предусмотренные темпы индустриализации, смягчены формы кооперирования, а в Польше он ...