Каким образом власти пытались исправить положение дел в экономике в
1985-1991 г?Страница 1
Начало масштабных реформ в СССР обычно связывают с 1985 г., когда партию, а фактически и государство , возглавил М.С. Горбачёв. Между тем одни исследователи называют «отцом перестройки» Ю.В. Андропова, другие выделяют «эмбриональный период перестройки» (1983-1985), не без оснований полагая , что в первой половине 80-х годов СССР постепенно входил в стадию реформирования.
До середины 80-х годов , в силу идеологических причин , усилия экономистов концентрировались на развитие марксистской доктрины . Принципиальные же достижения последующего периода были связаны с её опровержением. А поскольку в советской экономической системе отсутствовали механизмы, которые являются основным предметом изучения современной экономической науки: конкурентные рынки, сложная банковская система, валютные биржи, финансовые инструменты и т.д.-экономисты развивали преимущественно теорию планирования.
К началу «перестройки» в стране, за редким исключением, не было специалистов-теоретиков по макроэкономике, рынкам капитала и труда, международным финансам, теории производственных организаций. Это даёт основания утверждать, что реформы второй половины 80-х «не были подготовлены в плане идейно-теоретическом и организационно-прикладном» и «концепция перестройки и практика во многом является чистой импровизацией» (Г. Х. Попов).
Апрельский (1985) пленум ЦК КПСС. После смерти К.У. Черненко в марте 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новым Генеральным секретарём был избран М.С. Горбачев. Избрание молодого, энергичного лидера отражало стремление как общества в целом, так и политической элиты к давно назревшим переменам. Проработанного плана реформирования у Горбачева и его единомышленников не было. Но их объединяло желание разгрести накопившиеся «завалы», преодолеть стагнацию, придать больший динамизм построенной в СССР общественной системе, ускорить социально-экономическое развитие страны. Осуществить это предполагалось перегруппировкой и концентрацией сил и средств на главных его направлениях.
В политическом плане задачи нового этапа сформулированы в выступлении Горбачева на апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС. Генеральный секретарь говорил о необходимости повышения темпов социально-экономического развития. При этом на первый план выдвигались задачи перевода производства на рельсы интенсификации, ускорения научно-технического прогресса. Для реализации масштабных задач предлагалось «решительно поднимать ответственность кадров, организованность, дисциплину». В ускорении центральное место отводилось машиностроению. Темпы его развития предстояло повысить в полтора-два раза, быстро перейти на производство новых поколений машин и оборудования. Первостепенное внимание предполагалось уделить совершенствованию станкостроения, электротехники и электроники как катализаторов научно-технического прогресса. Прозвучало намерение решительно ликвидировать ведомственные барьеры в агропромышленном комплексе.
В числе приоритетных была названа подготовка Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и сферы услуг. На пленуме говорилось о необходимости удовлетворить потребности населения в садовых участках, изменить ситуацию в здравоохранении, продвинуть школьную реформу, улучшить материальное положение ряда массовых социальных групп. Горбачев поставил вопрос о «перестройке» стиля и «гласности» работы в партийных и государственных учреждениях. С большим одобрением воспринимались заявления нового лидера о недопустимости застоя в движении кадров, назревшей потребности выдвигать молодых, инициативных работников ; о роли «человеческого фактора».
Первые позитивные перемены в наибольшей мере проявились в общественно-политической атмосфере. Она во многом определялась личностными качествами нового лидера.
К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60-секретарей областных партийных организаций, 40-членов ЦК КПСС, ставших ими при Брежневе. Изменения шли сверху вниз. С 1986 по 1988 г. на уровне горкомов и райкомов заменено 70% руководителей. Еще более высокими темпами заменялись хозяйственные управленцы. Из 115 членов Совета Министров СССР, назначенных до 1985-го, в первый год пребывания Горбачева у власти сменилась одна треть, в 1988 г. их осталось 22, а в 1989 - 10. Ротация продолжалась и позднее.
В 1985-1986 гг. назревшие в стране хозяйственные проблемы пытались решать преимущественно административными методами, вопрос о создании экономических механизмов реализации поставленных задач звучал в самой общей форме. Чрезвычайно показательной для начального этапа реформ является антиалкогольная компания – первое крупное комплексное мероприятие новых лидеров, последовательно осуществлявшееся в 1985-1988 гг.
Пол Робин Кругман
П. Кругман родился 28 февраля 1953 г. в Нью-Йорке (США). Учился в Йельском университете, в котором в 1970 г. получил диплом бакалавра. В 1977 г, в Массачусетском технологическом институте защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философии. В этом же институте начал преподавательскую деятельно ...
Итоги перестройки
За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономи ...