Период развитого феодализма (XI-XV вв.)Страница 3
В городах, являющихся административными центрами, жили феодалы, духовенство. С XIII в. с открытием университетов (Париж, Оксфорд, Кембридж) частью населения становятся магистры и студенты.
Жители средневековых городов часто занимались и сельским хозяйством в дополнение к основным занятиям — ремеслу и торговле.
Ведущей отраслью феодальной экономики продолжало оставаться ремесло, цехи должало оставаться сельское хозяйство, однако опережающее развитие получает ремесленное производство.
Ремесло отделяется от сельского хозяйства, превращается в самостоятельную отрасль. Это стало возможно в результате увеличения продуктивности сельскохозяйственного производства, роста спроса на ремесленные изделия и непосредственно развития самого ремесла.
Совершенствовались техника и технология ремесленного труда, росла его производительность. Заметный прогресс наблюдался в металлургии, обработке металлов, кузнечном и оружейном деле. Наибольшее развитие получает сукноделие. Это объясняется высоким спросом на продукцию отрасли, а также совершенствованием техники прядения и ткачества.
Усложнение ремесленного производства делало невозможным совмещение его с земледелием. Ремесло становится основным занятием определенной части населения, выделяется в особую форму трудовой деятельности. Ремесленники как мелкие товаропроизводители, обладающие высокой квалификацией, производят изделия для торгового обмена, что ведет к развитию торговли с целью обеспечить наиболее благоприятные условия производства и сбыта произведенной продукции, защититься от конкуренции со стороны ремесленников из других районов, обеспечить монопольное положение в производстве и продаже товаров на местном рынке. Ремесленники одной специальности, как правило, объединялись в особые корпораций — цехи.
Юридическое оформление цеха происходило после получения от короля или сеньора соответствующей хартии. Первые ремесленные цехи появляются в Италии в X в., во Франции, Англии и Германии — в XI—XII вв. В крупных городах количество цехов доходило до нескольких сотен. В XIV в. в Париже было 350 цехов, в Лондоне — 60, в Кельне — 50.
Каждый цех имел свой устав и выборную администрацию — старшин. Полноправным членом цеха являлся мастер — мелкий товаропроизводитель, который был собственником мастерской и орудий производства. В качестве помощников у него работали один-два подмастерья и один или несколько учеников. В XI—XII вв. каждый ученик мог, сдав экзамен, получить звание мастера и открыть свою мастерскую.
Важной особенностью цехового ремесла было отсутствие разделения труда. Ремесленник производил изделие полностью от начала до конца. В то же время существовала достаточно развитая специализация.
Так в текстильном производстве существовали цехи прядильщиков, ткачей, красильщиков и др.
Цеховая регламентация обеспечивала высокое качество изделий, а также препятствовала конкуренции среди мастеров. С этой целью определялись число учеников и подмастерьев, необходимых инструментов, запасы сырья, устанавливались цены на изделия, продолжительность рабочего дня. Удовлетворяя спрос местного рынка, некоторые производства получили европейское признание. Металлообработкой и производством оружия славились города Милан и Золинген, Венеция — производством стекла и т. д.
Возникнув с образованием городов, цехи стали социально-экономической основой их развития. Кроме производственных, они выполняли и важные социальные функции: борьбу с феодалами и городским патрициатом, охрану и защиту города. Цех был также и религиозной организацией, братством: каждый цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свою часовню или церковь и свои праздники.
«Рождение» Фёдора Петровича Газа
Фридрих Иосиф Гааз (1780—1853) родился в старинном живописном городе Мюнстерейфеле близ Кельна. Ф
ридрих Йозеф Хаас родился в небогатой и многодетной семье аптекаря. Закончив в Кельне католическую церковную школу, а затем, прослушав курсы физики и философии в Йенском университете, Хаас едет в Геттинген, где ...
Богатство русского языка
Глубокое знание русского языка во всех его проявлениях позволило Ломоносову, верно, определить и наметить пути развития русского литературного языка. Он не только теоретически разрабатывает эти вопросы, - он задаётся целью создать ряд практических пособий, охватывающих весь круг вопросов, необходимых для ши ...