Теория
Страница 1


Согласно теории известного британского историка и культуролога Арнольда Тойнби, рождение цивилизации происходит при наличии двух специфических условий: присутствие в данном обществе творческого меньшинства и наличие вызовов, но не чересчур сильных. Механизм зарождения цивилизаций в таких условиях представляет собой взаимодействие вызова и ответа на вызов: окружающая среда непрерывно бросает вызов обществу, и общество с помощью творческое меньшинство успешно находит решение проблемы. Затем следует новый вызов и новый успешный ответ и так далее. Если цивилизация с вызовом не справляется, она деградирует и постепенно умирает. В таких условиях покою места нет, общество постоянно находится в движении, которое и приводит его к цивилизации.

У каждой цивилизации есть своеобразное духовное пространство, то есть менталитет – устойчивые структуры сознания и подсознания, определяющие стремления и предпочтения людей, в которых проявляется национальный характер, господствующие ценности, общественная психология.

«Ядром» структуры менталитета является система ценностей. Ценности разделяются на цели (терминальные) и средства (инструментальные). Терминальные ценности – то, к чему человек стремится, а инструментальные – ценные качества, позволяющие ему реализовать цели.

У каждого народа свой менталитет, а, значит, и ценности. Конечно, есть цивилизации с похожим образом мыслей, даже если их и разделяют тысячелетия, как, например, греческая и индустриальная.

Цели жизни древнего эллина – успех, благополучие семьи и Родины, гармония с самим собой и окружающим миром. Не правда ли, знакомая картина? Ведь к этому же стремятся и в современном мире жители гигантской индустриальной цивилизации! Кстати, подобную философию, устремленную на свободу личности и счастье в это мире можно заметить далеко не у всех народностей. Например, древние египтяне стремились перейти в загробный мир и успешно пройти суд Осириса. Индийцы были уверены, что весь мир – иллюзия и стремиться надо к нирване, а не к успеху, которого на самом деле нет в этом мире в нашем понимании и быть не может.

Среди инструментальных ценностей древнего грека можно выделить известность, патриотизм, зажиточность. Также для успешной жизни человек должен был обладать хорошими физическими данными - красотой, силой и ловкостью. Но наравне со спортивными достижениями ценились ум и любознательность, практичность и честолюбие.

Почему же именно в Элладе сформировалось стремление к демократии и успеху? Конечно же, ответ на этот вопрос надо искать в специфических чертах цивилизации, в вызовах ее. Как я уже говорила, основными проблемами в жизни древних греков были скудные земли и природные катаклизмы.

Бороться можно с лесами, как это делали древние индийцы. Можно с реками, как это делали древние китайцы, посвящая этому целую жизнь. С землей же бороться невозможно – плодородней она от этого не станет. Вулканы от усилий человека тоже извергаться не перестанут, штормы не утихнут, наводнения не прекратятся. Совместные усилия ничего не принесут. Следовательно, человеку, личности надо дать свободу. По-другому не выжить. Каждый должен бороться за выживание по отдельности, заботиться только о своей семье. Древние эллины в первую очередь борцы. Борцы за свободу, равенство, пусть и избирательное, за родной полис, благополучие.

Чтобы показать, как лучше трудности преодолевать и что это возможно, древние народы придумывали героев, верили в них и даже обожествляли. Мифологические герои – не конкретные люди, а образы, преодолевающие определенные трудности, показывающие пример достойной жизни.

Страницы: 1 2

Историческая наука в годы ВВВ (1941-1945 гг.)
Перестройка системы исторической науки. Историографическая ситуация периода Великой Отечественной войны характеризуется определенным свертыванием научно-исследовательской работы и реорганизацией системы исторической науки в связи с условиями военного времени. Сложилась прочная традиция выделять в истории ис ...

Введение.
Казачество – это совокупность войск с их специальной подготовкой и особыми боевыми качествами, вырабатывавшимися веками. Казачество – это часть народа, но вооруженного народа. У казаков свое, особое восприятие войны: она не была для них неожиданностью. Повседневная боеготовность тесно переплеталась с их быт ...