Ахиллес
Страница 1


На Троянской войне, в историчность которой ученые сравнительно недавно – в XIX веке - поверили, благодаря открытию Генриха Шлимана – героев было немало. Даже больше – их было огромное множество со стороны и ахейцев, и троянцев. Но почему же именно Ахиллес стал главным героем, имя которого мы и поныне, не задумываясь, употребляем в одном фразеологическом обороте «ахиллесова пята»? Странно, но словосочетание это означает наиболее уязвимое, слабое место. То есть великий, бесстрашный герой прославился своей слабостью. Впрочем, в истории подобные недоразумения встречаются.

Наиболее известный и подробный источник, описывающий грозного Ахиллеса – «Илиада», написанная в XI—IX вв. до н. э. предположительно Гомером. Поэма эта описывает события, произошедшие на десятом годе осады Илиона, кульминацию войны, центральной фигурой которой и является Ахиллес – сын морской богини Фетиды и мирмидонского царя Пелея.

Именно на свадьбе родителей Ахилла и произошла ссора Геры, Афродиты и Афины Паллады, которые не смогли решить, кто из них прекраснейшая. Парис, он же Александр, который должен был богинь рассудить, признал прекраснейшей Афродиту. Богиня отблагодарила его, подарив ему любовь великолепнейшей женщины из всех, живших на земле, Елены, дочери Зевса и Леды. Хотя красавица и была замужем за Менелаем, братом «повелителя мужей» Агамемнона, «боговидного» Париса Приамида это не остановило. Он, нарушив столь чтимые законы гостеприимства, похитил не только очаровательную Елену, но и сокровища.

Двадцать лет жила Зевсова дочь в Илионе, десять из них продолжалась осада под предводительством братьев Агамемнона и Менелая. По преданию, ахейские войска были обречены на провал, если в их рядах не будет Ахиллеса Пелида. Хотя и пыталась Фетида спрятать его в монастыре, дабы уберечь любимого сына от гибели, но против воли Мойр сделать невозможно, и скоро Ахиллес осаждал Трою с другими славными воинами.

Один из центральных конфликтов произведения – противостояние любимца богов Ахиллеса и предводителя греческого войска Агамемнона. Пелид, оскорбленный царем Микенов, отказывается участвовать в военных действиях, проявляя тем самым гордость, которая в дальнейшем приносит ему много страданий. Греки – народ гордый, и подталкивает их к этому климат. Греция- страна горная, даже не государство в настоящем смысле этого слова – а некое соединение городов – полюсов. В таких условиях развивается демократия, которая гордости и независимости сильно способствует.

Гомер настойчиво показывает нам, что не будь Ахиллес столь гордым и злопамятным, много троянцев не полегло бы от руки славного Гектора и других илионцев. Впрочем, боги хоть и помогли Пелиду отомстить Агамемнону, как и просила Фетида, но герой заплатил за это слишком большую цену – он потерял возлюбленного друга Патрокла, жизнь без которого для него смысла не имела. Вот как описывает Гомер страдания Ахилла:

Быстро в обе он руки, схвативши нечистого пепла,

Голову всю им осыпал, и лик осквернил свой прекрасный;

Риза его благовонная вся почернела под пеплом.

Сам он, великий, пространство покрывший великое, в прахе

Молча простерся и волосы рвал, безобразно терзая. [1; 291]

В древности все знали, что Ахилл и Патрокл были любовниками, иначе их отношения и не воспринимались. Бисексуализм был распространенным явлением в греческом обществе. Социально приемлемым был не любой тип гомосексуальных отношений, а лишь тот, что соответствовал определенным моральным нормам города–государства. Прежде всего, они были позволительны только между свободными гражданами. Мужская проституция также не поощрялась в обществе. Гомосексуальная любовь, которая могла выражаться и физически, в первую очередь представляла собой духовное и интеллектуальное явление, при этом взрослый преследовал по отношению к подростку педагогические цели. Объектом любви могли быть избраны только подростки с 12 до 17 лет, а не мальчики младше и не взрослые. Считалось, только отношения между зрелым мужчиной и подростком могут подготовить юношу к социальной и политической жизни. Ахилл выше друга по рождению и по состоянию и уже поэтому в их тандеме он главный. Хотя Менетид отважный патриот, готовый пожертвовать жизнью ради захвата Трои, ему суждено всегда оставаться в тени Ахилла.

Страницы: 1 2 3

Французское государство в XI –XIII веках. Формирование правовых основ сословного строя
В IX—XI вв. феодальные отношения во Франции получают дальнейшее развитие и становятся повсеместно господствующими. С утверждением монопольного права на землю феодалов исчезает свободное крестьянское землевладение. Одновременно в условиях господства натурального хозяйства продолжается дробление крупных сеньо ...

Исторические аспекты взаимоотношений церкви и государства в XVII – сер.XIX вв.
Наряду с другими бесспорно переломными событиями русской истории, революционная реформа Петра Великого открывает новый период в Истории Русской Церкви, получивший название Синодального. Синодальный Период не схоластическая условность, а естественно сложившаяся, своеобразная по своей новизне эпоха в развити ...