Заключение
Противоречия во взглядах Новикова, особенно усилившиеся в последний период его жизни, явились причиной его душевной раздвоенности, отсутствием стройного мировоззрения. Свои сомнения он унес с собой в могилу. В этом была духовная трагедия Новикова.
Но, несмотря на все колебания и непоследовательность Новикова, на тяжелый груз масонский влияний, его яркие просветительские выступления в защиту народа, бескорыстное и самоотверженное служение делу просвещения, благородный патриотизм и освободительные стремления составляли главные черты его богато одаренной натуры, были главным делом его жизни. Все это намного перекрывало его идейные ошибки и заблуждения.
Преодолевая реакционно-мистические влияния масонства, он шел своим путем передового русского общественного деятеля и мыслителя, ищущего правды жизни и стремящегося быть полезным своему народу.
Отделить Н.И.Новикова - мистика и масона от Н.И.Новикова - просветителя трудно, да очевидно, и не нужно. Гораздо важнее здесь другое. Объективное содержание деятельности Н.И.Новикова и его кружка намного переросло первоначально отведенные им сравнительно узкие масонские рамки и немало способствовало росту общественного самосознания и пробуждению умственных интересов русских людей. В этом, собственно, и состоит историческое значение его деятельности.
Он был талантливым писателем-публицистом, выдающимся просветителем, замечательным деятелем освободительного движения в России. Просветитель всегда брал в нем верх. Об этом со всей убедительностью свидетельствуют его общественно-политические и исторические взгляды. Герцен, оценивая именно эту огромную по масштабу, разностороннюю и плодотворную, антикрепостническую по своему существу, деятельность в течение почти трех десятилетий, писал: «Новиков – один из тех великих людей в истории, которые делают чудеса на сцене, неизбежно остающиеся во мраке, - один из тех подпольных идейных руководителей, работа которых проявляется только к моменту огласки»[24].
[1] Новиков Н.И. Избранное. М.; Л., 1951.
[2] Барсков Я.Л. Переписка московских масонов XVIII века. М., 1915.
[3] Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII-первой четверти XIX века. Пг., 1916.
[4] Семека А. «Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II против масонства» // Журнал министерства народного просвещения. 1902. №2.
[5] Дербов Л.А. Общественно-политические и исторические взгляды Н.И. Новикова. Саратов, 1977.
[6] Макогоненко Г.П. Н.И. Новиков и русское просвещение XVIII века. М., 1951.
[7] Макогоненко Г.П. Н.И. Новиков и русское просвещение XVIII века. М., 1951. С. 32.
[8] Дербов Л.А. Общественно-политические взгляды Н.И. Новикова. Саратов, 1977. С. 147.
[9] Барсков Я.Л. Переписка московских масонов XVII века. М., 1915. С. 14.
[10] Там же.
[11] Дербов Л.А. Общественно-политические взгляды Н.И. Новикова. Саратов, 1977. С. 139
[12] Семека А. «Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II против масонства» // Журнал министерства народного просвещения. 1902. №2. С. 349.
[13] Семека А. «Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II против масонства» // Журнал министерства народного просвещения. 1902. №2. С. 345.
[14] Макогоненко Г.П. Н.И. Новиков и русское Просвещение XVIII века. М.;Л., 1951. С.198-199.
[15] Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII-первой четверти XIX века. Пг., 1916. С. 173.
[16] Дербов Л.А. Общественно-политические и исторические взгляды Н.И. Новикова. Саратов, 1977. С. 157.
[17] Там же. С. 158.
[18] Барсков Я.Л. Переписка московских масонов XVII века. М., 1915. С. 16.
[19] Макогоненко Г.П. Н.И. Новиков и русское Просвещение XVIII века. М.;Л., 1951. С. 360.
[20] Там же. С. 17.
[21] Дербов Л.А. Общественно-политические и исторические взгляды Н.И. Новикова. Саратов, 1977. С. 93.
[22] Там же. С. 164.
[23] Семека А. «Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II против масонства» // Журнал министерства народного просвещения. 1902. №2. С. 395.
[24] Дербов Л.А. Общественно-политические и исторические взгляды Н.И. Новикова. Саратов, 1977. С. 142.
Городок – центр окрестных деревень.
Ф. Бродель «Что такое Франция? Пространство и история».
Всякий городок живёт лишь благодаря тому, что его рынки, ярмарки, службы, площади приносят пользу окрестным деревням и деревушкам. Неразрывно связанный с деревнями и дополняющий их, городок извлекает средства к существованию (и оправдывает само это су ...
Право древних Афин
Древнейшим источником афинского права являлся естественный обычай. Обычное право впервые было записано в 621 г. до н. э. при архонте Драконте. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Необходимостью яв ...