Борьба народных масс индии против колониализма и феодализма. Предпосылки
восстанияСтраница 2
Восстание 1857—1859 гг. было выдающимся событием в истории Индии, героическим подвигом его народа. Стало ясно, что лишь народные массы по-настоящему способны бороться за ее будущее. Наоборот, феодалы предали свою страну, компрадорская буржуазия пресмыкалась перед английскими сатрапами. В Индии начиналась крестьянская революция, в ходе которой борьба с колониализмом перерастала в борьбу с феодализмом. Правда, эта революция потерпела поражение, но она не прошла бесследно для истории индийского народа, и некоторые уступки были вырваны у английских сатрапов.
Английское правительство было напугано грозным выступлением народных масс Индии. Стало очевидным, что старыми методами господствовать над ней невозможно. Надо было изменять формы колониализма и маскировать их реформами всякого рода.
Поэтому в июле 1858 г. была ликвидирована наконец Ост-Индская компания — настоящее чудовище английского колониализма. Согласно закону «О лучшем управлении Индией» над ней устанавливалась власть английского короля, а фактически парламента. Последний официально принимал мровавое наследство компании. Ей было выплачено за привилегии разного рода 12 млн. ф. ст. за счет Индии. Генерал-губернатор Индии стал именоваться вице-жоролем и подчинялся непосредственно статс-секретарю (министру) по делам Индии. Повсюду сеялись иллюзии, что это улучшит ее положение. 1 ноября 1858 г. за подписью королевы Виктории была издана прокламация, обещавшая индийцам государственные должности, уважение прав князей, соблюдение обычаев. Вассалам, которые остались верными Англии, гарантировалась неприкосновенность владений, власть над подданными. Эта прокламация закрепила союз английских колонизаторов с индийской аристократией. Последовала реорганизация армии, сопровождавшаяся увеличением удельного веса английских солдат, вербовкой гуркхов (диких горцев Непала), сикхов Пенджаба.
Более важное значение имели аграрные мероприятия. В 1859 г. был издан «Акт о постоянной аренде», распространявшийся на Бенгалию, Бихар, Ориссу. Он запрещал помещикам-заминдарам произвольно увеличивать арендную плату и сгонять с земли некоторые категории арендаторов. Аналогичные законы были изданы и для других районов, где существовала заминадарская система. Позднее постоянным арендаторам дано было право закладывать и даже продавать свои участки. Следовательно, реформа сводилась к водворению частной собственности на землю и сближению системы «заминдари» и «райотвари». Однако господство помещиков все же сохранялось, а продажа или заклад «постоянными арендаторами» своих участков приводила к их концентрации в руках ростовщиков. Последние становились субарендаторами и произвольно повышали ренту. Крестьяне попадали в двойную кабалу. Разрешение аграрного вопроса было невозможно в условиях колониального режима, для которого феодализм был опорой.
Чтобы спасти свое господство, английские сатрапы делают уступки в политической области. Так, в 1860 г. было объявлено юридическое равенство индийцев перед законом. Последовала кодификация законодательства. В 1861 г. оказались отменены старые формы судопроизводства, Индия получила свой высший суд, созданный по типу английского. Еще в 1857 т. был создан Калькуттский университет. Однако эти реформы не изменяли основ деспотического режима колониализма, хотя и ослабляли позиции феодализма.
Основные закономерности генезиса капитализма сказались и в Индии. Здесь тоже его возникновение исторически было подготовлено разложением феодализма, развитием ремесла и торговли, процессами первоначального накопления капитала. Экспроприация народных масс и обогащение индийской буржуазии стали предпосылкой генезиса капиталистических отношений. Большое значение приобрело расширение внутреннего рынка. Индийский капитализм тоже явился результатом внутреннего развития страны.
Однако, как уже отмечалось ранее, феодальный режим в Индии оказался необычайно устойчивым. Это модифицировало и генезис капитализма, сделало его весьма своеобразным. В частности, мануфактурная система не получила в Индии широкого развития, хотя имелись крупные капиталы и достаточные резервы рабочей силы. Промышленный переворот начался с большим запозданием. Город не сыграл такой роли в генезисе капитализма, как в Европе. Сказывалась ассимиляция ремесла сельской общиной. Это ослабляло позиции индийского города. Даже крупные капиталы получали обычно феодальное применение и шли на финансирование князей или оставались в сфере обращения. В Индии наблюдалась гипертрофия торгово-ростовщического капитала. Капиталистические тенденции в экономике глушились общим господством феодализма, его консерватизмом. В значительной мере это объяснилось тем, что глубокая натуральность хозяйства оказалась более характерной для феодальной Индии, чем Европы. Структура сельской общины наглядно свидетельствует об этом. Вместе с тем развитие капиталистических отношений тормозили кастовая система, пережитки рабства и особенно тяжелая форма поземельной зависимости крестьян. Меркантилизм и внешние источники накопления не сыграли своей роли в истории индийского капитализма.
Крах белого движения на юге России
Третий период – ноябрь 1919 года – март 1920 года – период развала деникинской диктатуры.
Общее в формировании, развитии и функционировании белого режима Юга было то, что на всех этапах становления он действовал в условиях военного времени. Это налагало существенные особенности на структуру и возможности б ...
Введение.
Фёдор Петрович ГААЗ (1780—1853). Немецкий врач, проживший в России практически всю жизнь. Он вошел в российскую историю как выдающийся гуманист, врач-исследователь, организатор здравоохранения, филантроп. За почти полувековое жертвенное служение самым обездоленным тогда в России — заключенным — русский наро ...