Сельская община у народов Северного Кавказа.
Страница 3


И, тем не менее, кабардинские князья и представители высшего мусульманского духовенства продолжали настаивать на своем. С этой целью в правительственные органы вносились различного рода предложения и проекты. Однако наибольший интерес в этом плане представлял проект 1829 года кн. Бековича-Черкасского под названием "Замечание касательно просьбы кабардинского народа и средства улучшения благосостояния оного". Для ликвидации феодальных неурядиц и других "беспорядков" в Кабарде проект считал необходимым: размежевать феодальные владения, наделить крестьян участками земли. Произвести ревизию душ, определить число зависимых и выдать владельцам акты и числа принадлежащих им крестьян. Определить размеры податей, вносимых крестьянами феодалам, точно установить государственные повинности. Вместе с тем в проекте предполагалось организовать перевод на русский язык прений и расширить состав Временного кабардинского суда, учредить на тех же основаниях особый суд для Малой Кабарды. Вопросы, касающиеся всей Кабарды, предполагалось обсуждать на совместных заседаниях обоих судов.

Но даже условия этого проекта с ярко выраженным классовым характером оказались неприемлемы и не были претворены в жизнь в первой половине 19 века.

Несмотря на многообразие политического устройства народов Северного Кавказа, низовой организацией управления во всех феодальных владениях и союзах сельских общин оставалась сельская община - "джамаат".

Община делилась на группы, сохранившие в общих чертах структуру родственных коллективов (тухумы, жинсы, тлибили, тайпы, эвледы, мыгаг и т.п.), хотя в 19 веке их кровнородственная суть была в большинстве случаев утрачена. Каждая такая группа возглавлялась одним или несколькими старшинами (чухби, карт, ак-секкал, мыггаджы, хистар и др.). Старшины контролировали жизнь своей группы, разрешали споры между ее членами. В промежутках между сходами текущие вопросы жизни общины разрешались этими старшинами. Они же выполняли функции судей по адату.

Бегаул, кевха и т.п. следили за соблюдением решений, принятых на народном собрании. В их распоряжение община выделяла из своей среды нескольких исполнителей (шураты, мангуши и т.п.), которые имели право применять различные санкции, вплоть до оружия. Нередко общины имели своих письмоводителей (дибир и др.). Суд по шариату в крупных общинах возлагался на кадия.

Для внешних сношений общинное собрание или старшины (на своем совете) уполномочивали группу авторитетных граждан.

Высшим органом союза сельских общин номинально считалось собрание всего взрослого мужского населения союза. Такие собрания время от времени действительно происходили. В так называемых вольных обществах Дагестана существовали местности, превратившиеся в постоянные пункты таких сборов. Эти собрания созывались при чрезвычайных обстоятельствах. Причем инициатива их созыва уже принадлежала должностным лицам (кадию, старейшине, шейху и др.). У чеченцев эти собрания известны под названием мехке кхел. Места сбора "общенародных" сходов в Осетии были в Алагирском ущелье - Нихас,в Дигорском ущелье - в сел. Мадзаска и др.

Кадий в ряде союзов сельских общин обладал довольно широкими полномочиями. Он являлся верховным судьей по шариату, религиозным главой общества, иногда становился организатором и предводителем ополчения (так, андальский кадий пытался не допустить Шамиля в Андалал и даже руководил несколькими сражениями с ним).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Скорбная статистика
Пожалуй, сегодня в России нет более дорогого «товара», чем мир в Чечне. Слишком скорбная плата за него – человеческие жизни. За время операции (начавшаяся под псевдонимом «контртеррористическая») людские потери с обеих сторон (военные, мирное население, боевики) составили 12,7 тыс. человек убитыми, около 15 ...

Исторические условия. Биография авторов
Переписка между А. Колчаком и А. Тимеревой относится к периоду 1916-1919 годов и захватывает период первой мировой войны и гражданской войны в России, причем один из авторов переписки - Александр Колчак, является личностью первостепенной важности для этих событий. Переписка между А. Колчаком и А. Тимеревой ...